БЛОГ СТУДИИ
26 сентября 2012

Откуда берутся идеи?

Как рождаются хорошие идеи для дизайна? Креативность — врожденный дар или приобретенный навык?

В этой статье на четырех примерах мы попробуем разобраться, как автор придумывал свой вариант, каковой его идея была изначально, во что превратилась по ходу работы и, наконец, убедимся: хорошие решения не возникают в мозгу, как гром среди ясного неба, я являются результатом долгой и кропотливой работы.


Экспонат №1: Кампания по борьбе с вождением в нетрезвом состоянии для молодежи

Предположим, что мы получили задание от клиента: разработать дизайн плаката/постера/баннера, нацеленного против вождения авто в нетрезвом виде. Главная оговорка: целевая аудитория — молодежь. И вот вам представляют первую идею:

+97

В этом случае ошибки диагностировать очень легко: изображение абсолютно никак не связанно с главным месседжем. Окей, пойдем в обратном направлении:

87

В этот раз, проблема несколько сложнее. Месседж ясен и понятен. Но в этом-то и беда: такой постер скучен и неинтересен. Для того чтобы ваша кампания имела успех, она должна не только нести сообщение зрителю, но и заставить его рассказать об увиденном/прочитанном друзьям.

В последнем варианте есть и другая проблема: для передачи сообщения используется известный символ «STOP», встречающийся нам на каждом углу. Этот знак настолько приелся, что уже не создает нужного эффекта на зрителя.

Проблема клише

Клише могут быть как верными, так и ложными помощниками. Дизайнеры используют их в своих работах не потому, что они ленивы или не имеют фантазии, а потому, что пользуются символами, понятными и доступными всем, символами, окружающими нас каждый день.

Клише так сложно выбросить из головы! Они всегда под рукой, они невероятно узнаваемы и, что самое грустное, зачастую клиенты предпочитают оригинальным решениям именно клише. Это «синдром владельца китайского ресторана», который во что бы то ни стало, хочет изобразить в своем логотипе китайские палочки, потому что без них «посетитель не догадается, что это китайский ресторан». Желая только быть правильно понятыми, клиенты полностью жертвуют индивидуальностью. А наш долг, как дизайнеров — заставить их понять, что дизайн может работать в обоих направлениях: передавать прямое и понятное сообщение и поражать зрителя.

872

Итак, вернемся к нашей задаче. Если первые два варианта были совсем не подходящими, то как же выглядит верный?

Экспонат №2: Крейг Фрейзер

В 1987 году дизайнер Крейг Фрейзер сделал плакат именно для такой кампании — убедить молодежь в опасности вождения в нетрезвом виде. Его вариант:

97

Идея отличная: сообщение передано четко и ясно, но и не бросается в глаза в первые секунды просмотра плаката. Нетрадиционные пути изображения элементов заставляют нас несколько секунд рассматривать картинку, прежде чем понять ее главную мысль. Это заинтересовывает и привлекает зрителя. И в то же время, главное сообщение достаточно легко прочитать.

Итак, как же Фрейзер пришел к такому результату? Каким был ход его мыслей? Вот что он сам рассказывает:
«Целевая аудитория кампании, эти дети уже итак достаточно напуганы и утомлены постоянными нравоучениями, которые они слышат не только дома, но и в СМИ. Я не хотел создать еще одно поучение — угрюмый плакат в стиле Дорожного Патруля, хотя такая подача информации может быть полезной. В любом случае, я хотел сделать постер, который бы захватывал внимание, а не ругал». Таким образом, Фрейзер сначала определил для себя возможные клише, а потом пошел в обратном направлении.

Экспонат №3: Искусство Шпигельмана

Наиболее известен как создатель знаменитого графического романа Maus, Арт Шпигельман работал в качестве штатного художника для журнала «New Yorker» 11 сентября 2001 года. Живя в центре Манхэттена, совсем недалеко от того места, где обрушились башни-близнецы, он пребывал в шоке от происходящей трагедии, когда у него дома раздался звонок с работы: «New Yorker» выдаст специальный выпуск журнала в конце недели и редакции срочно требуется обложка для него, естественно, в теме последних событий.

Приступив к решению сложно задачи, Шпигельман начал с визуализации своих собственных ощущений в тот день: невероятно яркое голубое небо над Нью-Йорком. Через некоторое время он создал иллюстрацию, которая выглядела примерно так:

7100

Позже это изображение было использовано Шпигельманом для обложки антологии «110 историй». Но он сам лично отказался от этого варианта для «New Yorker». Почему? «Я взял ложный след, — объяснял Шпигельман. — Голубое небо и оранжевые здания — да, иллюстрация хорошо подходит для книги, которая будет издана год спустя. Тогда эмоции людей немного ослабеют и они смогут смотреть на происшедшее в ретроспективе. А «New Yorker» выходил через несколько дней после трагедии и его обложка должна была говорить именно о трагичности».

Вместо того, чтобы полностью отсечь первую идею и начать рисовать с нуля, Шпигельман постарался просто избавиться от всех несоответствующих элементов.

971

Что общего между работами Фрейзера и Шпигельмана? Они обе успешные, но главное в них для нас то, что никто, даже сам автор, не мог сказать изначально, каким его вариант будет в конце. Оба использовали следующие шаги: а) юзали общеизвестные клише и б) старались делать это не так, как сделали бы тысячи других дизайнеров, а двигались от противного.

Экспонат №4: Иван Чермаефф

Наш четвертый пример рассказывает о случае, когда простые ассоциации и клише не были просто отвергнуты, а использовались для связки отдельных образов и создания комплексного изображения-сообщения.

На протяжении десятилетий компания «Чермаефф и Гейсмар» создавала выдающиеся иллюстрации, которые удивительным образом быстро и доступно рассказывали зрителю целую историю. Одна из таких работ — постер Ивана Чермаеффа для рекламы ТВ-сериала. Он назывался «Between the wars» — «Между войнами» и рассказывал о дипломатических и политических событиях 1914-1940х годов.

791

Как сам автор комментировал иллюстрацию, отдельно элементы изображения не несут особой информации, но вместе они выстраиваются в целостную картинку. Какие вы знаете общепризнанные символы Первой и Второй мировых войн? Мы снова начинаем работу над идеей с клише: карты, оружие, танки — все слишком заезжено. Идем от противного… нам нужен символ, достаточно узнаваемый и в то же время простой. Каски! Их дизайн менялся со временем, что помогает нам изобразить временной пробел между 1914 и 1939 годами. А что было между войнами? Мирный головной убор, типичный для 20-30м годов, и ставший, к тому же, еще и символом того периода.

Практика

Эти работы Фрейзера, Шпигельмана и Чермаеффа являются классическим примером рабочего процесса, методологии составления идеи и перехода к ее реализации. Конечно, четко оформить весь путь и написать что-то типа пошагового мануала невозможно. Тем не менее, есть несколько достаточно определенных советов в этой области:
Начните с альбома, а не компьютера. Чистый лист бумаги дает вам полную свободу действий и простор для фантазии, в том время, как инструменты компьютерной программы немного подталкивают художника в определенном направлении.
Рисуйте быстро и не будьте самокритичны. При подборе идеи, мозговом штурме изображайте все пришедшие вам в голову картинки, не останавливаясь выплескивайте их на бумагу. На данном этапе речь идет не о красоте изображения, а о генерировании одной идеи, которая и ляжет в основу всего дизайна.
Не избегайте клише — пусть найдут свое место в вашем рисунке. Главное, чтоб это место было выбрано правильно и изображено верным способом.
Вылив на бумагу все идеи, посетившие вас, остановитесь и отложите работу. Сделайте небольшую паузу. Потом вернитесь к альбому, осмыслите все уже нарисованное и изобразите еще несколько вариантов. Потом сделайте паузу подольше…
После продолжительного перерыва оцените все варианты свежим взглядом. Теперь самое время быть самокритичным и честным с собой и объективно выбрать тот вариант, с которым вы продолжите работу.

****
Простого ответа на вопрос «Откуда берутся идеи для дизайна?» нет. Главное — это понимание того, что зачастую гениальные идеи не падают с неба и не приходят лишь к избранным мастерам. Они являются результатом способности четко видеть и здраво мыслить.
Удачи!

Другие новости