Успешность любого бизнеса зависит от построения изначально правильных отношений с клиентом. Сфера веб-дизайна — далеко не исключение, а даже наоборот — один из ярчайших подтверждений правильности этого утверждения. Мы работаем в такой отрасли, которая постоянно меняется и совершенствуется.
Успешность любого бизнеса зависит от построения изначально правильных отношений с клиентом. Сфера веб-дизайна — далеко не исключение, а даже наоборот — один из ярчайших подтверждений правильности этого утверждения. Мы работаем в такой отрасли, которая постоянно меняется и совершенствуется. Соответствовать в ней техническим стандартам и идти в ногу со временем также нелегко, как и понять, чего же хочет от нас клиент. Поэтому данный пост именно о том, как полностью удовлетворить нужды заказчика без ущерба своему бюджету и портфолио. Отправной точкой в построении правильных отношений между дизайнером и клиентом считается ваша первая с ним встреча.
Есть контакт
Прежде чем перейти непосредственно к обсуждению первого контакта с клиентом, нам бы хотелось упомянуть несколько важных моментов. Вы наверняка слышали советы вроде следующего: «Главное, соглашаться со всем, что требует заказчик, а уже потом подумать, как это реализовать технически». На самом деле, это не самая лучшая идея. Такое поведение не только не поможет вам в выполнении проекта, но и может привести к финансовым потерям. Никогда не обещайте сделать того, что не умеете. Да, мы учимся каждый день и постоянно прогрессируем. Тем не менее, гораздо корректнее оказывать такие услуги, для осуществления которых вы владеете достаточным багажом знаний.
Всегда тщательно подходите к вопросу бюджета, не соглашайтесь на низкооплачиваемую работу. Это допустимо на первых порах работы, но абсолютно не допустимо — в качестве привычки. Клиенты без бюджета, зачастую, делятся на две категории: а) не хотят платить профессионалу, но хотят получить профессионально выполненную работу; б) бескомпромиссно требуют, чтобы «это и это» было реализовано на сайте, вне зависимости от того, как будет выглядеть или функционировать результат.
Каждый из двух вариантов — неприемлемый для вас. Заказчик заморочит всю голову, а в результате проект не будет достоин даже того, чтобы разместить его в портфолио. Работа с подобным клиентом становится бесполезной во всех смыслах.
Первое мнение о человеке складывается в считанные секунды. Доверяйте своей интуиции, отказывайтесь от работы с людьми, которые вам неприятны.
Не забывайте, что не только клиент вас интервьюирует и выбирает, но и вы его. Многие заблуждаются, думая, что встреча с заказчиком — это возможность как можно сильнее его поразить и зацепить. Не забывайте, что решение о работе должно приниматься обоюдно.
Что взять с собой
Перед тем, как побеседовать с клиентом лично, убедитесь, то вы всесторонне изучили его сайт и сделали некоторые исследования индустрии работы компании. На встречу обязательно прихватите с собой:
себя в презентабельном виде: никто не заставляет облачаться в деловой костюм, достаточно просто выглядеть прилично.
альбом с рисунками или набросками.
маркер: для того, чтобы быстро изобразить осенившую вас в процессе разговора идею:)
карандаш: чтобы делать пометки во время разговора.
визитные карточки.
Все. Этого достаточно. Я никогда не беру с собой компьютер, разве что, если клиент меня об этом специально просит. Это помогает дать понять заказчику, что вы — креативный человек, а не просто умелец Фотошопа. Поэтому альбом для набросков и маркер — ваши лучшие друзья для создания именно такого впечатления.
Познакомьтесь по-ближе
Творческая сфера работы нарушает все установленные корпоративные правила. Мы не носим костюмов и не таскаем повсюду за собой портфель. И для нас не только допустимо, но и полезно немного отходить от стандартных рамок в отношениях с клиентами. Познакомьтесь с вашими заказчиками поближе. Это действительно важно. У вас должна быть некая связь с клиентом, в противном случае проект будет для вас неинтересным и неживым.
Раньше я убежденно считал, что никогда нельзя называть свою цену первым. Вроде как таким образом я ограничивал себя в одном финансовом диапазоне. Но с другой стороны, здесь есть и свои плюсы: ваша готовность сразу озвучить цену говорит о вашем опыте и осведомленности.
Вперед, за орденами!
Теперь, после того, как первая встреча состоялась, впечатление о клиенте сформировано, и вы все-таки хотите с ним работать, самое время переходить на следующий уровень. Лучше всего дать заказчику пару дней на обдумывание ваших условий, а потом позвонить и убедиться в своем успехе.
***
Вот и все, что касается первой встречи. Приведенные выше советы — всего лишь советы. Но они помогали мне и большинству моих знакомых, поэтому, надеюсь, помогут и вам.
Credits to Jared Latigo